?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я и сорокопятки


В детстве у меня был самодельный проигрыватель. Делал его наш сосед-умелец  при участии моего отца. Было взято стандартное ЭПУ, вставлено в деревянный корпус, который сделал отец, который у меня был столяром, напихана электронная начинка, и  была сооружена колонка. Проигрыватель был монофонический. Но на советском роликовом проигрывающем устройстве (сейчас отдельные господа сходят с ума по роликовым механизмам)   была аж четыре скорости: 16, 33. 45, 78  

Если пластинки на 78 оборотов у родителей имелись, то наличие экзотических 16 и 45 у ребенка вызывало вопросы. Удивительные дела творились в СССР,  единственная и неповторима фирма Мелодия не выпускала сорокопятки с большой дыркой, а все отечественные проигрыватели обязательно комплектовались адаптером  для таких отверстий, и  они имели соответсвующую скорость вращения. Правда в магазинах иногда появлялись соцстрановские  диски на 45. Я единственный раз встретил такой в отделе пластинок в Доме книги  на Калининском проспекте. Эта была сорокопятка какой-то гдровской группы. Но я её по какой-то причине не купил. В СССР ценились "альбомы",  а  культуры синглов (или как их переводили в совдеповской печати "одиночные пластинки") не было.  Пластинок на 16 обортов я так ни разу и не встретил,  но в детстве развлекался тем, что запускал пластинки по с пониженной, то повышенной скоростью. Получалось прикольно - певица начинала петь то басом, то фальцетом. Первые две сорокопятки у меня появились лет в 17. Я уже  закончил школу, провалился в технический ВУЗ, и  работал в КБ деталировщиком. В соседнем отделе трудился мой ровесник, он быстро просёк, что я увлекаюсь музыкой, и предложил мне купить парочку югославких  синглов. Так у меня появились Boba Stefanovic  и Leo Martin. В конце 70-х я испытывал острый музыкальный голод, и даже эти эстрадные певцы воспринимались мной как "заграничные штучки".  Следующая сорокопятка попала ко мне спустя много лет. На "старой" Горбушке, до такой степени старой, что еще все кучковались в левом крыле ДК в маленьком помещении.  Кто-то за бесценок предложил мне сингл Лайонела Ричи My Love. В те времена я увлекался соулом, и сорокопятка была воспринята на ура. Следующая маленька пластиночка с большой дыркой мне попалась в альбоме Stevie Wonder Songs In The Key Of Love. Но назвать её полноценной сорокопяткой нельзя, так ка она на 33 1/3. У меня классический альбом Уандера в двух экземплярах - немецкое  и американское издание. Немецкое ценно тем, что бонусовый синг из жёлтого винила. Американский альбом  отличается наличием в конверте специальной прорези, куда и встравляется сингл.  да к тому же в большое отверстие сорокопятки вложен  специальный  плоский вынимающиёся адаптер, В двухтысячных годах Verve  начала компанию  по вовлечению молодёжи в слушание джаза. Тогда появилось много проектов: от ремиксов классических поп-джазовых записей, до составления всякими ди-джеями сборников своих любимых джазовых копозиций. В 2002 году Thievery corporation (Rob Garza и Eric Hilton )  скомпилировали Sound From The Verve Hi-Fi. В него вошли хиты Стаан Гетца, Луиза Бонфа, Серджио Мендеса, Джимми  Смита, Вальтера Вандерлея и т.д. Альбом вышел на CD, LP и в виде коробки, в котору вошли 5 сорокопяток.  Весной 2002 года я был в Мюнхене, и  в одном из музыкальных магазинов увидел этот бокс, и не смог устоять. Заплатил я за него 20,5 веро. В те времена курс единой европейской валюты была ещё ниже курса доллара. Много воды утекло с моего детства, я живу на той же территории, но в другой стране, но синглы  так и не стали здесь  предметом собирательства. Хотя, конечно, отдельные отечественные меломаны знают их ценность, и "очарование", но в винилоразвитых странах  таких коллекционеров на несколько порядков больше.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
kcin_kcin
Dec. 3rd, 2008 06:53 pm (UTC)
Какой замечательный текст. К нему так и просится название "Пролог". Я тебе уже рассказывал про первые в моей жизни болгарские синглы с большим отверстием и яблоком зелёного цвета. Надпись по-русски: Квартет Биитлз (sic!, с двумя "и"). Первая сторона: "Потому что" и "Ты никогда" (на самом деле You Never Give Me Your Money). Вторая сторона: Попурри (на самом деле Golgen Slumbers + Carru That Weight + The End), моя любимая. А самой любимой моей сорокопяткой была пластинка Эмии Стюарт 1979 года: на первой стороне The Letter, а на второй - Paradise Bird. Она так и осталась любимой. Наверное, потому что была единственной:-)
genyur
Dec. 3rd, 2008 07:04 pm (UTC)
С сорокопятками в СССР совсем не складывалось, потому как грамзапись прежде всего была средством идеологического воздействия, а не средством зарабатывания денег. Вот государство через синглы и не рекламировала предстоящие альбомы Кобзона, Самоцветов, Хиля и т.д. А Э.Стуарт у тебя была с большой дыркой? У меня есть мелодиевский миньон с такими песнями. Несколько лет тому назад я у Игоря конфисковал гдровский сингл с большим отверстием, но он тоже оказался на 33 1/3 :-( Какой-то безымянный немецкий оркестр играет чарльстоны (два), модерато-фокстрот и кубинскую румбу!
kcin_kcin
Dec. 3rd, 2008 07:08 pm (UTC)
Вот размеры дырки Эмии я как раз и не помню:-) Это не моя пластинка была, мы брали её на время у ребят-венгров с соседнего курса. Хотя я диско совсем не любил, но эта пластинка почему-то отторжения не вызывала.
( 3 comments — Leave a comment )