?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Stan Getz and Chick Corea

 Мастеровитый, но не великий саксофонист и один из реформаторов джаза сотрудничали дважды.  Первый раз в 1966-1967 годах, когда  25-летний начинающий пианист Кориа вошёл в состав квартета маститого и известного Гетца.  Этот период  их совместного творчества в звукозаписи  ознаменовал двумя альбомами - Sweet Rain (Verve) март 1967 года и What The World Needs Now - Stan Getz Plays Bacharach And David (Verve) август 1967 года. 
Sweet Rain  What The World Needs Now - Stan Getz Plays Burt Bacharach And Hall David

На обеих пластинках Кориа никак себя особо не проявляет - он просто играет на акустическом фортепьяно, играет хорошо, но не больше. Кстати,  на What The World Needs Now  на двух композициях Чика заменял  Херби Хэнкок. На Sweet Rain  нашлось место  для применения композиторского дара Кориа, на альбоме присутствуют две композиции пианиста: Litha и  Windows.  Но диск выдержан с стилистике босса-новы, которую и открыл широкой публике именно Стен Гетц,  ну или с его подачи и благодаря усилиям Крида Тейлора  это течение стало остро модным в 60-е годы. Второй раз Гетц  и Кориа пересеклись в начале 70-х. То были трудные времена для джаза. Известные клубы были на грани закрытия,  джазмены вынуждены были подрабатывать сессионными музыкантами или записывать откровенно попсовые альбомы - в мире правил рок! Многие американские музыканты переживали это безвременье в Европе. Стен два года пробездельничал в Испании, и в 1971 году рванул в Лондон к Чику Кореа с предложением создать новый проект, с которым можно было бы вернуться в Штаты.  Предварительная договорённость была достигнута, и зимой 1972 года Гетц  возвращается в Нью-Йорк, где началось формирование новой группы.  Помимо Кориа, который играл на элекропьяно  со звуком имитирующим челесту, были приглашены  20-летний басист Стенли Кларк и  бразильский ударник и перкуссионист Аирто Морейра. Вам этот состав ничего  не напоминает? Конечно же, это ж Return To Forever!Но на первых же репетициях что-то незаладилось, Стену было неуютно. Тогда решили заменить ударника, и пригласили  Тони Уильямса. Но и Аирто не выгнали из проекта, он стал играть только на перкашн.  В марте проект приступил к записи альбома Captain Marvel.
 
Captain Marvel

(На переиздании на компакт-диске этой пластинки зачем-то изменили дизайн надписи имени музыканта, оригинальная выглядела так:
)
Из шести композиций на пластинке лишь одна  не была написана Чиком  - Lush Life (B.Strayhorn). Кубическая игра Кореа на электрофоно наложилась на "прямую" манеру игры Гетца, всё  это было поддержано испанскими и африканскими ритмами, и получился фьюжн.  За месяц до записи Captain Marvel Чик со товарищи закончили для ECM первый альбом Return To Forever. На обеих прастинках присутствует La Fiesta, но они разные! Диск Гетца не стал  альбомом Return To Forever, но с другим саксофонистом,  это именно работа Стена. Он доминирует на Captain Marvel, Кореа в тени, он лишь изредка и непродолжительно солирует.  Вслед за выходом альбома последовало турне. В тур поехал квартет без Аирто, и летом проект добрался до Монтрё. Там состояталось триумфальное выступление, которое потом было выпущено на пластинке  Stan Getz Quartet At Montreux.


На ней квартет звучит иначе, чем на Captain Marvel, мягче и менее джаз-роково. И в концертной версии  Lush Life  Кориа играет на акустическом фортепьяно.

Comments

genyur
Jan. 18th, 2009 10:43 am (UTC)
Понятие "свинг" - эфимерно. Мне во фри-джазе не хватает мелодии. У меня складывается впечатление, что все эти выкрутасы ради выкрутас.ИМХО В мире так много всякой музыки, что всегда найдётся что послушать.
sartom
Jan. 18th, 2009 10:45 am (UTC)
Свинг эфемерен? Не знаю, не знаю. Для меня это один из критериев, по которому я оцениваю и люблю джазового исполнителя.
genyur
Jan. 18th, 2009 10:51 am (UTC)
Вы - счастливый человек! До сих пор идут споры, что такое джаз. А по поводу свинга столько копьев сломано! Да и этот термин всё же принято употреблять к джазу определенного временного отрезка. А дальше как быть? Уже би-боперы презирали свинг.
sartom
Jan. 18th, 2009 11:23 am (UTC)
Где-то в 60-х мне попал в руки журнал "Америка". Там были статьи о джазе. Так вот на вопрос, что такое свинг, там ответили, это - круговая порука. Понятно, что это обиходное пояснение,но как музыкант, это хорошо объяснил и дал пример Уинтон Марсалис, кажется, во второй серии "Джаза", не помню. Мое убедительно личное мнение: Джаза без свинга - просто нет! А на би-боперов вы зря грешите. Они свинговали вовсю. А вот гармонию выставляли свою. Тот же Серж Шелофф, баритон-сакс West-Coast Hard Bop, послушайте, если достанете, свигует только так!
genyur
Jan. 18th, 2009 11:44 am (UTC)
Есть книга Нат Шапиро Нат Хентофф "Послушай, что я тебе расскажу". Она постоена на интервью джазменов, которые вспоминают как всё это начиналось и развивалось. Интервьюеры задавали вопрос о свинге музыкантам, и получили кучу разных ответов, которые в сухом остатке свялись к состоянию души. На бопперов я не грешу, а просто констатирую, что они всячески на словах дистанцировались от свинга, т.к. это ассоциировалось с определённой музыкой.
sartom
Jan. 18th, 2009 11:47 am (UTC)
Под свингом в то время понимали мейнстрим. Вот от него они и дистанцировались. Ну, как могут не свинговать черные,а? Ведь. Джаз - это музыка крови.
genyur
Jan. 18th, 2009 11:50 am (UTC)
Глубоко :-) и простите - пафосно. И главное, вы отказываете белым в способности свинговать, т.е. играть джаз :-(
sartom
Jan. 18th, 2009 12:55 pm (UTC)
Помилуйте, я никому ни в чем не отказываю. Разговор у нас идет о 50-х. А тогда существовали на полном серьезе понятия: черный и белый джаз. Вы в основателях би-бопа видели хоть одного белого? Сейчас, естественно, полно белых музыкантов, отлично играющих по-черному. Это признают и сами черные джазмены. Среди вокалистов могут назвать Даяну Шур и и Диану Кролл. Кстати, об этом уже давно написано, например, у Andre Hodeir "Les mondes dujazz".