?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Forte & Piano

 Олицетворением джаза, как я неоднократно читал и слышал, являются духовые иструменты: саксофон и труба. Но для меня осмысленное постижение этой музыки началось с фортепьяно - Эрролл Гарнер, Оскар Питерсон, Бил Эванс ( это всё фирма Мелодия и гдровская

Amiga постарались). Поэтому до сих пор у меня особое отношение к клавишным в джазе. Я о много и часто покупаю различные диски ( надо срочно менять место (георгафическое) работы, а то я разорюсь - аж два соблазна в шаговой доступности!). За последние пару недель мне попались несколько пианистических альбомов, как на цифровых, так и на аналоговых носителях. Начну с аналоговых:

McCoy Tyner Expansions (Allpause Records) 1970

Это переиздание на небольшом лейбле альбома, который вышел на Blue Note в 1968 году. К сожалению был изменен дизайн обложки - он стал заурядным, в оригинале конверт был экпрессивным. Почувствуйте разницу:  оригинал    Expansions  
переиздание   Expansions        
Мне впервые попалась пластинка Allpause Records - на Ebay есть довольно много лотов этой фирмы, и все они переиздания релизов "Голубой ноты". К записи Expansions были привлечены Woody Shaw -trumpet, Gary Bratz - alto saxophone, wooden flute, Wayne Shortet - tenor saxsophone, clarinet, Ron Carter - cello, Herbie Lewis - bass, Freddie Waits - drums. Из пяти композиций - четыре написал сам Тайнер. Музыка альбома многослойная, немного нервная. Композиция Song Of Happiness была сочинена пианистом как воспоминание о поездке на Дальний Восток в октябре 1967 год. Она построена на пяти тонах японского музыкального ряда ( так написано в аннотации к альбому). Ритмическая основа с другого конца Земли, а именно Бразилии, присутствует в композиции Peresina. Пост боповый "колючий" Expansions завершается красивейшей балладой I Thought I'd Let You Know (C. Massey), в которой на передний план вышли рояль и виолочель, а духовые отдыхают. The Ramsey Lewis Trio Bach To The Blues ( Argo) 1964      RAMSEY LEWIS TRIO - BACH TO THE BLUES                          .
 
Рамси Льюси для меня знакомый незнакомец. Я не раз видел его альбомы, но ни одного не слышал. Никто из знакомых не советовал мне послушать этого пианиста, его имя мне не попадалось в must списках. Игра Льюиса на мой слух очень мелодична, но не по эстрадному, а по джазовому, ИМХО. При этом музыканты находят нестандарные мелодические и ритмические ходы. На альбоме 9 композиций, пять из них основаны на классических темах Римского-Корсакова, Рахманинова, Баха, Чайковского и Брамса. Остальные вещи имеют блюзовую основу. Меня очень завела Why Don't You Do Right - шейк, исполненный, в частности, и на виолончели. Общее впечатления от альбома очень приятное.     

К исполнителям "несложного" мелодичного джаза относится и следующий пианист - This Is Bobby Timmons (Riverside) 1960.
  

  Я уже перешёл к цифровым носителям - этот альбом на SACD. В аннотации к нему часто мелькают слова soul, funky, На стыке двух десятилетий на первых взляд или вернее слух это имело несколько другой знание, чем в 70-е, но если покапаться глубже, то разница только в аранжировках."Танцевальность" в звучании трио отчётливо прослеживается . Тиммонсу помогают Sam Jones - bass, Jimm Cobb - drums.Музыканты исполняют как джазовые стандарты (Lush Life, Prelude To A Kiss, My Fanny Valentine), так и сочинения самого Тиммонса, и среди них Moanin'. Да, да та самая Moanin', которая стала чуть ли не визитной карточкой The Jazz Messengers. Во всяком случае альбом 1958 года, вышедший на Blue Note, и официально называющийся Art Blakey And Jazz Messenger в народе называют именно Moanin'. В это время Тиммонс входил в состав ансамбля Арта Блеки.     
  
И на последок альбом On The Town With Oscar Peterson Trio (Verve) 1958 (CD). Это концертная запись - выступление трио в
Town Tavern в Торонто. Любимый состав Питерсона - трио без ударника: фортепьяно, гитара (конечно же Херб Эллис) и бас ( Рэй Браун). Стуки вилок и ножей, звон бокалов и ... волшебство музыки. О Питерсоне много сказано, мол у него слишком много нот и техники. И всё равно я его люблю А от этого диска я получил огромное удовольствие.  On the Town with the Oscar Peterson Trio 

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
boo_2b
Jun. 2nd, 2009 09:49 pm (UTC)
Послушайте и другие альбомы рэмси, он очень крутой! Могу дать ссылку на микс из его песен, для ознакомления!
genyur
Jun. 3rd, 2009 06:23 am (UTC)
Большое спасибо, но не надо. Я дучше потихоньку полегоньку, на на виниле :-)
o16384
Jun. 2nd, 2009 10:30 pm (UTC)
Рэмси очень заинтригрвал. Кажется, его я ещё не слышал..
genyur
Jun. 3rd, 2009 06:24 am (UTC)
Послушай - местами очень даже интересно, а отдельные ходы неожиданные.
o16384
Jun. 4th, 2009 10:07 am (UTC)
Послушал Рэмси "Tequila Mockingbird" (1977). Приятный фанк-джаз, лёгкий и красивый коктейль стилей. Почему-то первая ассоциация - Джеймс Браун в джазе :)
genyur
Jun. 4th, 2009 11:41 am (UTC)
Послушай что-нибудь из 60-х, в составе трио - там меньше коктейля.
kcin_kcin
Jun. 3rd, 2009 03:46 am (UTC)
Чувствую, что Тайнер в этой подборке интереснее всего. Что-то я его просмотрел.
genyur
Jun. 3rd, 2009 06:27 am (UTC)
Из этой подборки тебе ещё может оказаться интересным Бобби Хатченсон (тем более, что его работы на Блю ноут ты слушаешь). Правда на мой слух первая сторона пластинке "сильнее" второй. Список всё же составлен неудобно - одни и тебе исполнители идут не подряд, а в разбивку. Я на выходных его ещё раз просмотрел, и понял, что упустил две интересные мне пластинки
lesha_funk
Jun. 3rd, 2009 05:15 am (UTC)
Ramsey несомненно заслуживает внимания - и акустический, и электрический

из акустики имхо чем раньше, тем лучше

из электричества его вершина это Sun Goddess с EWF
renegatische
Jun. 3rd, 2009 06:01 am (UTC)
Странно вообще считать, что какой-либо инструмент является олицетворением джаза, поскольку его можно играть на любом инструменте. Когда Адольф сакс создавал саксофон, джаза еще не существовало. То же можно сказать и о фортепиано. Другое дело, что есть инструменты, которые создавались как раз для джаза или околоджазовой музыки-например, родес-пиано или электроорган "Хаммонд".
genyur
Jun. 3rd, 2009 08:01 am (UTC)
Ты же не будешь спорить, что джаз как изначально музыка уличных оркестров, основывалась на духовых. Фортепьяно трудно было с собой таскать. А если ты напряжёшь память и вспомнишь эмблемы отечественных и зарубежных джаз фестивалей, то там почти везде присутствует графическое изображение саксофона или трубы. А на фирме Мелодия, когда художники рисовали отвлеченные от исполнителя обложки джазовых пластинок, то всегда изображали саксофон. Так что в массовом сознании джаз всё же связан прежде всего с духовыми инструментами.И потом, почти все реформаторы джаза были "духовиками".
boo_2b
Jun. 3rd, 2009 06:30 am (UTC)
Ок! Но если надумаете покупать всю дискографию, то начните вот с этих))
Upendo Ni Pamoja [Columbia, 1972]
Funky Serenity [Columbia, 1973]
Sun Goddess [Columbia, 1974]
Solar Wind [Columbia, 1974]
Don't It Feel Good [Columbia, 1975]
Salongo [Columbia, 1976]
boo_2b
Jun. 3rd, 2009 06:31 am (UTC)
чёт не туда ответил :(
genyur
Jun. 3rd, 2009 06:38 am (UTC)
Ну всю дискографию я точно покупать не буду - у меня и так мало осталось жизненного пространства. Ещё послушаю пару-троечку альбомов. Всё же у меня другие "любимые авторы". Кстати, в вашем списке присутсnвуют исключительно работы 70-х годов. И я подозреваю, что это "элекстрический" период. Я же предпочитаю акустику, и скорее всего покапаюсь в работах Льюиса на Argo.
renegatische
Jun. 3rd, 2009 08:20 am (UTC)
Я очень ралд, что ты отредактировал свой первый коммент и убрал фразу о том, что он был на другую тему (поверь, я умею зрить в корень) и что я "опять прицепился к незначительному". Я вообще ни к чему не цеплялся. Я всего-навсего выразлил мысль, что ассоциировать музыку с инструментом вообще странно, вот и все. А что до художников, то, к примеру, германские живописцы во времена Гитлера изображали джазменов неграми с повязкой звезды Давида на рукаве и тоже играющими на саксофоне:)).
genyur
Jun. 3rd, 2009 10:06 am (UTC)
Если ты такой умелец зрить в корень, то ты должен был рассмотреть, что эта фраза была всего лишь фигурой речи. И всё же я уверен, что в массовом созании джаз прежде всего ассоциируется с духовыми иструментами, а точнее с саксофоном :-) А про германских живопичцев, ты это зря ИМХО.
o16384
Jun. 4th, 2009 10:19 am (UTC)
Соглашусь с утверждением о том, что у многих джаз ассоциируется(увы?) исключительно с духовыми. И, заодно, с каким-то "ретро". Равно как блюз - со слайдовой техникой игры на гитаре.. Довдилось слышать фразы вроде "Не хочу слушать твой джаз, опять там эти дудки.." :)
renegatische
Jun. 3rd, 2009 10:38 am (UTC)
Просто корень для меня не всегда главное. Иногда второстепенный смысловой оттенок для меня интереснее основной мысли. Но ежели ты хочешь, чтобы я комментировал только основные посты, то нет проблем - я приму это к сведению на будущее. А пояему зря про живописцев, я не понял. Я всего-навсего сказал о том, что мало ли, кто там что малюет.
genyur
Jun. 3rd, 2009 10:54 am (UTC)
Комментируй что хочешь, тем более что это ты делаешь редко. Малюют то не просто так, ко всему есть предпосылки и корень - основной или второстепенный.
andrechen
Sep. 25th, 2010 04:20 am (UTC)
Советую The Bobby Timmons Trio In Person, если ещё не слушали:)
( 20 comments — Leave a comment )