genyur (genyur) wrote,
genyur
genyur

Ступени

     Есть ряд музыкантов, к которым у меня отношение сложное.Я  не могу объяснить почему не хочу слушать их альбомы. К таким творцам относится и Кит Джарретт. В  конце 80-х  в доме бывшего председателя российского Конституционного суда Марата Баглая я разжился двойным кёльнским концертом пианиста. От первого прослушивания я пришёл в восторг, второе еле осилил, а третьего не случилось - я снял пластинку с проигрывателя  на первых же тактах. С тех пор как отрезало - я даже не пытался что-либо послушать  из обширной дискографии Джарретта.  Исключение составили только два альбома - Airto Free (CTI) 1972  и Freddie Hubbard Sky Dive (CTI) 1972, но  тут пианист  всего лишь сайдмен.  С неделю тому назад уважаемый kcin_kcin  поделился впечатлениями от первого сольного альбома Джарретта на ECM,, что вызвало горячий и интересный обмен мнениями. Буквально на следующий день в интернете мне попалось объявление о продаже на виниле по привлекательной цене   сольной пластинки Кита Staircase (ECM) 1977. И я решился на эксперимент.  
Staircase
  Причём эксперимент двойной ( как и альбом) - я не только послушал оба диска, но и попытаюсь "станцевать архитектуру", т.е. некими образами  описать звуки.  Задача облегчается тем, что на пластинках представлены четыре сюиты, каждая из которых имеет от двух до трёх частей. Ну и названия этих произведений подсказывают, что представлять.


Сторона 1 - Staircase. В первой части этой сюиты герой явно находится в романтическом расположении духа. Он поднимается по лестнице не спеша, улыбается про себя, голова его кружится от счастья. Но вот он  что-то вспоминает, так начинается вторая часть. Герой ускоряет шаг, по лестнице трудно бежать, но он явно торопится, дыхание сбивается сердце вот-вот вырвется из груди, ноги заплетаются. Силы постепенно покидают его,  лирический герой этого произведения медленно, но всё же доходит до заветной двери - и распахивает её. И в третьей части мы понимаем куда он так спешил - последние лучи заходящего солнца устроили необыкновенно красивое светопредставление. Но длится оно до обидного мало ( если быть точным, то одна минута семнадцать секунд)

Сторона 2  - Hourglass Песочные  часы -  символ убегающего времени. В первой части оно бежит бодро - вспомните себя в детстве и молодости.  Мы торопили время, нам хотелось быстрее вырасти, окончить школу и институт. Но мы не понимали, что надо наслаждаться каждым моментом жизни. Во второй части начинается замедление, как-будто музыкант искусственно тормозит неумалимый бег, к концу композиции песчинки падаю неестественно медленно, как при съемке в рапиде. Но от этого каждая нота становится видна и слышна как на ладони.

Сторона 3 - Sundial. Ещё одни часы, но на этот раз солнечные. Утро, длинные тени, но начало дня выдалось пасмурным, и на каменную площадку  изредка падают крупные капли дождя.  Во второй части, то ли дождь усиливается то ли это черодование  света и тени от быстро бегущих по небу облаков. А вот и вечер (третья часть) - опять длинные тени,  музыка замедляется, но какой-то нерв в ней остается, какое-то тревожное предчувствие.

Сторона 4 - Sand. Опять символ быстротечности бытия. В этой композиции есть  что-то от Билла Эванса. Тут можно представить всё что угодно - и песочный замок, и пляж и пустыню, по которой ветер гонит перекати-поле. Третья часть  могла бы стать поп-балладой, так она проста и красива. 

Понравился ли мне альбом? Я пока не пойму, хотя прослушал его дважды. Эта музыка - не джаз. В ней нет блюзовой основы, нет квадратов. Но в ней много от Шопена, Дебюсси, Прокофьева.  Альбом был записан в Париже в мае 1976 года. Звучание первой  стороны меня озадачило - много каких-то металлических призвуков. Я  даже поменял звукосниматель, подумав, что игла стёрлась. Но "корябающие" звуки не исчезли. На записи почти нет глубоких  нижних нот, как-будто я на усилителе вывернул ручку басов на минимум.
     
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 17 comments