?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ступени

     Есть ряд музыкантов, к которым у меня отношение сложное.Я  не могу объяснить почему не хочу слушать их альбомы. К таким творцам относится и Кит Джарретт. В  конце 80-х  в доме бывшего председателя российского Конституционного суда Марата Баглая я разжился двойным кёльнским концертом пианиста. От первого прослушивания я пришёл в восторг, второе еле осилил, а третьего не случилось - я снял пластинку с проигрывателя  на первых же тактах. С тех пор как отрезало - я даже не пытался что-либо послушать  из обширной дискографии Джарретта.  Исключение составили только два альбома - Airto Free (CTI) 1972  и Freddie Hubbard Sky Dive (CTI) 1972, но  тут пианист  всего лишь сайдмен.  С неделю тому назад уважаемый kcin_kcin  поделился впечатлениями от первого сольного альбома Джарретта на ECM,, что вызвало горячий и интересный обмен мнениями. Буквально на следующий день в интернете мне попалось объявление о продаже на виниле по привлекательной цене   сольной пластинки Кита Staircase (ECM) 1977. И я решился на эксперимент.  
Staircase
  Причём эксперимент двойной ( как и альбом) - я не только послушал оба диска, но и попытаюсь "станцевать архитектуру", т.е. некими образами  описать звуки.  Задача облегчается тем, что на пластинках представлены четыре сюиты, каждая из которых имеет от двух до трёх частей. Ну и названия этих произведений подсказывают, что представлять.


Сторона 1 - Staircase. В первой части этой сюиты герой явно находится в романтическом расположении духа. Он поднимается по лестнице не спеша, улыбается про себя, голова его кружится от счастья. Но вот он  что-то вспоминает, так начинается вторая часть. Герой ускоряет шаг, по лестнице трудно бежать, но он явно торопится, дыхание сбивается сердце вот-вот вырвется из груди, ноги заплетаются. Силы постепенно покидают его,  лирический герой этого произведения медленно, но всё же доходит до заветной двери - и распахивает её. И в третьей части мы понимаем куда он так спешил - последние лучи заходящего солнца устроили необыкновенно красивое светопредставление. Но длится оно до обидного мало ( если быть точным, то одна минута семнадцать секунд)

Сторона 2  - Hourglass Песочные  часы -  символ убегающего времени. В первой части оно бежит бодро - вспомните себя в детстве и молодости.  Мы торопили время, нам хотелось быстрее вырасти, окончить школу и институт. Но мы не понимали, что надо наслаждаться каждым моментом жизни. Во второй части начинается замедление, как-будто музыкант искусственно тормозит неумалимый бег, к концу композиции песчинки падаю неестественно медленно, как при съемке в рапиде. Но от этого каждая нота становится видна и слышна как на ладони.

Сторона 3 - Sundial. Ещё одни часы, но на этот раз солнечные. Утро, длинные тени, но начало дня выдалось пасмурным, и на каменную площадку  изредка падают крупные капли дождя.  Во второй части, то ли дождь усиливается то ли это черодование  света и тени от быстро бегущих по небу облаков. А вот и вечер (третья часть) - опять длинные тени,  музыка замедляется, но какой-то нерв в ней остается, какое-то тревожное предчувствие.

Сторона 4 - Sand. Опять символ быстротечности бытия. В этой композиции есть  что-то от Билла Эванса. Тут можно представить всё что угодно - и песочный замок, и пляж и пустыню, по которой ветер гонит перекати-поле. Третья часть  могла бы стать поп-балладой, так она проста и красива. 

Понравился ли мне альбом? Я пока не пойму, хотя прослушал его дважды. Эта музыка - не джаз. В ней нет блюзовой основы, нет квадратов. Но в ней много от Шопена, Дебюсси, Прокофьева.  Альбом был записан в Париже в мае 1976 года. Звучание первой  стороны меня озадачило - много каких-то металлических призвуков. Я  даже поменял звукосниматель, подумав, что игла стёрлась. Но "корябающие" звуки не исчезли. На записи почти нет глубоких  нижних нот, как-будто я на усилителе вывернул ручку басов на минимум.
     

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
mmarkovch
Jun. 29th, 2009 01:05 pm (UTC)
а на Impulse мне его альбомы нравятся.
genyur
Jun. 29th, 2009 02:22 pm (UTC)
Я их пока не слышал, но у меня всё впереди. На Импульсе он записывал сольники.
kcin_kcin
Jun. 29th, 2009 02:12 pm (UTC)
Кстати, об иглах... Тебе доводилось разбирать на части головку Goldring 1042? Я обратил внимание, что можно вместо целой головки купить иглу, что примерно на треть дешевле. Но внешний осмотр головки показывает, что он слишком уж аккуратно и хорошо собрана, я даже пока не решился пробовать отделить её переднюю часть с иглодержателем. Поэтому подумал вот о чём: вот купишь вместо целой головки иглу, а потом не получится качественно разобрать и собрать, вдруг сломаю... Или это я зря?
genyur
Jun. 29th, 2009 02:21 pm (UTC)
Конечно же разбирал. Одна из положительных стророн ММ голов в том, что у них съёмные иглы. Я думал этот факт тебе известен - вспомни советские головки - они все имел заменяемые иглы.И ты это зря. Попробуй, не бойся отдели, ничего страшного не произойдет. Я эту операцию с той головкой что сейчас у тебя проделывал. Я заметил, что ты иногда напрасно подозреваешь себя в неуклюжести - излищняя осторожность мешает пить шампанское.
kcin_kcin
Jun. 29th, 2009 03:06 pm (UTC)
Замечательно. Тогда буду покупать иглу.
genyur
Jun. 29th, 2009 03:10 pm (UTC)
А что есть уже слышимая деградация звука?
kcin_kcin
Jun. 29th, 2009 03:16 pm (UTC)
Да вроде бы нет, но меня всегда беспокоит мысль, что когда это случится, либо я буду не готов к замене, либо головок или игл не будет в продаже:-)
Всё-таки уже два года я активно её использую.
genyur
Jun. 29th, 2009 03:24 pm (UTC)
Ну тогда "про запас" точно надо купить. Ещё один резон - Голдринг заменил модельный ряд своих головок, и у них кардинально поменялась форма корпуса. Так что надо купить иглу, пока их ещё продают.
bezuteshnie
Jun. 29th, 2009 02:27 pm (UTC)
Кита Джарретта в джаз роке предпочитаю))
genyur
Jun. 29th, 2009 03:10 pm (UTC)
А в джаз-роке это какие альбомы?
bezuteshnie
Jun. 29th, 2009 07:44 pm (UTC)
джаз рок или Jazz fusion-"Treasure Island" вполне в стилистике(например)
ears_of_tin
Jun. 29th, 2009 03:58 pm (UTC)
Кит бы на вас обиделся. :)
Он же страшно ненавидит электрические инструменты.
sensati
Jun. 29th, 2009 03:43 pm (UTC)
А то общее
заболевание классиков, они безумно хороши, но то не джаз, у нег оже посыл иной ... Например ... ну не знаю ... из местных ... А ... Крамер сейачс окончательно "расквасился", а всё потому что классик
genyur
Jun. 29th, 2009 03:49 pm (UTC)
Re: А то общее
Я не против новых посылов. Подобной музыке сейчас всё придумывают, и никак не придумают адекватное назание: то "новый джаз", то "новая импровизационная музыка". Нам хочется всё систематизировать и разложить по полочкам, чтобы удобней было искать.
sensati
Jun. 29th, 2009 04:22 pm (UTC)
Re: А то общее
С определениями стилей - да согласен. Я немного не о том. Те, кто начинал обучение с музыке с классики, как правило не осознают джаз до конца, почти ПОНИМАЮТ его, но в дажзе важны такие тонкие вещи, которые не освоить умом. Вокалисты вот импровизируют просто, в принципе, там ничего особенно не "задвинешь", там важно ОЩУЩЕНИЕ, и - имхо - Синатру никто ведь так и не провзошёл, мне кажется. такого свинга ни у кого нет. А Джарретт гений право слово
kcin_kcin
Jun. 29th, 2009 06:15 pm (UTC)
Вот как оценили "Кёльнский концерт" слушатели американского Амазона.

123 Reviews
5 star: (100)
4 star: (9)
3 star: (3)
2 star: (5)
1 star: (6)

Мы с тобой - в подавляющем меньшинстве:-)

genyur
Jun. 29th, 2009 06:23 pm (UTC)
Те кто в большинстве, наверно, его слушали только один раз :-) А потом, я люблю идти в разрез в общепринятым мнением.
( 17 comments — Leave a comment )