genyur (genyur) wrote,
genyur
genyur

НЕПОТОПЛЯЕМЫЙ «ТИТАНИК»

В 90-е годы я сотрудничал с неким журналом, который назывался "Музыкальный магазин 2М". Это, скорее всего, был информационный бюллетень - в окрытую продажу он никогда не поступал, а распространялся на "старой" Горбушке. Тут я порылся в своем электронном архиве и нашел несколько своих опусов. Хочу предложить их вашему внимаю. Пока этот текст будут видеть "мои друзья". По результатам ваших откликов я ее открою или наоборот удалю. Статья датирована 1998 годом. В тот же год, после дефолта издание приказало долго жить.



Более 70 лет во всех советских кинотеатрах висел лозунг: «Главным из искусств для нас является кино» В.И. Ленин. Этот транспарант хотя и отсутствует в американских кинотеатрах, но именно эти принципом руководствуется Голливуд. Однако «фабрика грез» немного изменила мысль лидера мирового пролетариата: «Прибыльнейшим из искусств является кино». Эту формулу можно распространить и на музыку и тогда получается, что важнейшим из музыкальных жанров является киномузыка, или, как привычней для уха современных меломанов, саундтреки. Кто-то из читателей скажет, что мы преувеличиваем. А вот и нет любезные любители музыки - посмотрите на списки популярности альбомов многих стран мира и вы обнаружите, что за прошлый год в первой пятерке лучших дисков только в США побывало 12 (!) саундтреков.
Начало этого года принесло сенсацию в киномузыке - выпущенный подразделением классической музыки гиганта Sony - Sony Classical саундтрек к фильму «Титаник» бьет все рекорды популярности. Если вы думаете, что альбом лидирует в чартах классической музыки, то вы правы только отчасти, так как он находится на высшей позиции и хит-парадах популярной музыки. Только в первую неделю выхода диска в США было продано 500 тысяч его экземпляров. Ежедневно из разных стран мира приходят сообщения, что саундтрек «Титаник» стал там золотым или платиновым. Более месяца этот альбом, на котором, в основном записана инструментальная музыка классических форм, возглавлял , биллбордовский TOP 200. Такого шумного успеха не ожидал никто, даже на Sony. Там признают, что музыка, написанная композитором Джеймсом Хорнером ( он в свое время создал саундтреки к фильмам «Храброе сердце» , «Аполлон 13» и «Слава»), действительно хороша и прогнозировался успех у любителей классической музыки, но что она привлечет внимание массового слушателя, предположить никто не мог. Наибольший успех выпал на песню «My Heart Goes On» в исполнении Селин Дион. Она только, что вышла отдельным синглом, но до официального релиза эта композиция стала самой популярной на радио. Sony Classical выпускает также инструментальный сингл «South Hampton».
Компания решила воспользоваться ажиотажем вокруг «Титаника» и выпускает в ближайшее время продолжение саундтрека. Это уже не первый случай когда на рынке появляется сиквел не фильма, музыки к нему. В прошлом году Capitol Records на волне всеобщего помешательства на музыке к фильму «Ромео + Джульета» срочно собрала вторую часть саундтрека к этой кинокартине. Продолжение музыкальной дорожки «Титаника» будет включать специально написанную Джеймсом Хорнером «Titanic Suite», новые версии основных музыкальных тем фильма, а также народные ирландские песнопения и духовную музыку. Создатели сиквела хотят включить в него также и ди-джейский ремикс «South Hampton».
На Sony решили подзаработать деньги и на концертах, в которых будет звучать музыка из «Титаника». Сейчас идут переговоры с Джеймсом Хорнером о возможности организации подобных шоу. Не исключено, что весной-летом этого года представления пройдут в ряде европейских столиц и в некоторых городах США.
Феномен популярности саундтреков проявился несколько лет назад. Однако до «Титаника» это были сборники исполнителей и групп популярной музыки. Их придумали высококлассные специалисты, которых в Голливуде называют music supervisor. Если композитор пишет для фильма фоновую музыку, что супервайзеры ответственны за все композиции, которые звучат по ходу действия из радио и телеприемников, в барах и танцевальных клубах - вообщем всюду, где могут оказаться герои картины. От их мастерства зависит будет ли песня логическим завершением сцены или же наоборот она провалит ее окончательно. Именно эти обрывки композиций, но конечно же в полном виде, и составляют саундтреки. Музыкальные инспекторы делятся на три категории: гениальные сыщики, способные разыскать потенциальный хит и под землей; приспособленцы, которые выявляют вкусы режиссера и подсовывают ему соответствующий материал; официанты, которые составляют музыкальное меню и предлагают из его выбрать, что понравится. Нельзя сказать, из какой категории супервайзер лучше - каждому из них удавалось собрать успешный саундтрек. В последние годы музыкальные инспекторы работают в тесном сотрудничестве с фирмами грамзаписи (зачастую они являются сотрудниками этих компаний), поэтому они творят на да фронта - и для фильма и для будущего альбома.
Супейвазеры нередко выступают как настоящие сыщики. Так во время съемок своего последнего фильме «Джеки Браун» Квентин Тарантино, известный своей любовью к музыке прошлых лет, захотел заполучить тему из фильма 1973 года «Коффи». Однако возникли проблемы с держателями прав на эту композицию - их просто не могли найти. И вот инспекторы Мэри Рамос и Мишель Кузнецки разыскали в Нью-Йорке некоего Гарри Виттакера, который был аранжировщиком на «Коффи» и он помог урегулировать все проблемы. Но Тарантино не остановился на достигнутом. Режиссер захотел также песню в исполнении Ренди Кроуфорд «Street Life», с которой тоже был напряг. Хорошо, что кто-то вспомнил, что она звучала в фильме с Бертом Рейнольдсом «Машина Шарки».
Самое главное для музыкального инспектора - способность создать точную атмосферу сцены или свей картины Как говорит один из них рэп и хип-хоп, как нельзя лучше подходящий к фильмам Спайка Ли, будет глупо смотреться в картине о гангстерах 30-х годов, и уж совсем ни в какие ворота не лезет появление энергичного рэпа Снуп Догги Дога в середине романтической комедии. Хотя как знать, иногда именно такое несоответствие музыки и действия и создает запоминающийся эффект.
Самым трудным музыкальные инспекторы считают работу не по поиску старой музыки, а работа с приглашенными исполнителями. Зачастую они пишут не совсем то, что хотелось бы режиссеру, и тогда супервайзеру приходится убеждать часто амбициозных музыкантов переписать песню, а то и написать новую. Но так бывает невсегда - иногда точное попадание происходит с первого раза. Так было с заглавной темой Куртиса Мейфилда к фильму «Убежище Евы». Представители MCA Soundtracks пожелали иметь в фильме и на саундтреке к нему оригинальную соул композицию. Выбор пал на Куртиса Мейфилда, который после нескольких лет вынужденного молчания вернулся к музицированию ( Напомнил, что музыкант после несчастного случая, прикован к инвалидному креслу с середины 80-х годов). Не монтированную копию «Убежища Евы» привезли Мейфилду. Во время просмотра фильма, рассказывающего о драматической жизни чернокожей девочки, музыкант рыдал. Через три дня он позвонил режиссеру Каси Леммонсу и напел новую песню, тут уже пришло время рыдать режиссеру. В фильме новую песню Куртиса Мейфилда исполнила самое яркое открытие прошлого года в музыке соул и ритм-энд-блюз Эрика Баду.
В начале февраля этого года в США вышел новый фильм, сандтрек к которому, с большой вероятностью, станет большим хитом. Это - «Братья блюз 2000». Читатель, без сомнения, уже догадался, что это сиквел очень популярных в начале 80-х годов «Братьев блюз» с Джоном Белуши и Дэном Эйкройдом. За 18 лет, прошедших, с первых похождений одетых во все черное братьев, многое изменилось и самое неприятное - умер Джон Белуши. Однако в сиквеле Дэн Эйкройд нашел себе нового напарника. В новой версии «Братьев блюз» как и в первом фильме много юмора, много музыки и много разбитый автомобилей. За время съемок было уничтожено 60 машин. В «Братья блюз 2000» появляются музыканты, которые снимались и в первом фильме - Арета Френклин, Стив Кроппер, Фрэнк Оз, Джеймс Браун, Сэм Мур, Уилсон Пикетт. Присутствуют и новые исполнители - Би.Би. Кинг, Эрика Баду, Джуниор Уэллс, Джон Лэнг и группа Blues Traveler. Всего в фильм вошли 14 музыкальных номеров. Нестареющая Арета Фрэнклин исполняет новую версию своего хита 1967 года «Respect».
Начало года, как правило, не балует нас большим числом новых фильмов и звуковых дорожек к ним. Поэтому есть время послушать то, что мы не успели охватить в году ушедшем. Чтобы легче было ориентироваться в киномузыке 1997 году предлагаем вашему вниманию 30 самых успешных прошлогодних саундтреков:
1. Space Jam - 57 недель в Billboard 200
2. Men in Black - 24 недели
3. Romeo+Juliet - 47 недель
4. The Preacher’s Wife - 38 недель
5. Evita - 30 недель
6. Soul Food - 13 недель
7. Selena - 35 недель
8. My Best Friend’s Wedding - 26 недель
9. I’m Bout It - 25 недель
10. Batman & Robin - 22 недели
11. Love Jones: The Music - 32 недели
12. Gang Related - 10 недель
13. Booty Call - 28 недель
14. Set It Off - 38 недель
15. Spawn - 19 недель
16. Jerry Maguire - 36 недель
17. Gridlock’d - 12 недель
18. Beavis & Butt-head Do America - 21 неделя
19. Lost Highway - 18 недель
20. Private Parts - 9 недель
21. How to Be a Player - 11 недель
22. Nothing to Lose - 13 недель
23. The Mirror Has Two Faces - 22 недели
24. Rhyme & Reason - 13 недель
25. One Fine Day - 25 недель
26. The Saint - 16 недель
27. Romeo+Juliet Volume 2 - 18 недель
28. Hercules - 15 недель
29. Phenomenon - 43 недели
30. Money Talks - 13 недель

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments