московских музыкальных магазинах появилось много неликвидных (на Западе)
компактов по приемлемым ценам. Набор исполнителей был своеобразный -
почти не было известных для советского меломана имен. И вот на улице
Кирова ( сейчас это Мясницкая) в Рапсодии мне попался диск BLACK AND
GOLD неизвестного мне коллектива Working Week . Привлекал обложка с
чернокожей девушкой в танцевальном па. Этот альбом открыл для меня
эйсид джаз. Я был поражен смесью электронного танцевального ритма,
рэпа, сильного женского вокала и откровенно джазовых соло на
саксофоне. Потом на Горбушке пару раз на развалах мне попадался диск
COMPANEROS понравившейся мне группы. Но всякий раз оказывалось, что
это только коробочка от этого альбома, а внути лежит диск совершенно
другого исполнителя. Интерес к Working Week у меня проснулся вновь
уже в 21 веке с развитием интернета. Путешествия по разным сайтам
выяснил что у группы 5 альбомов и одна компиляция. Обнаружил что
реально купить можно только два диска - первый: WORKING NIGHTS и
сборник PAYDAY. Их я и заказал по интернету. Примерно через месяц
доставили оба и я насладился музыкой. Оказалось, что ранние записи
Workin Week очень сильно отличаются от их последней работы, каковой и
является BLACK AND GOLD. Но все равно музыка очень интересная.
Английские сайты относят ее к.... джазу. Опять недавно слушал
Working Week и захотелось рассказать о них подробно:
саксофонист Larry Stabbins. Впервые они встретились в 1982 году во
время записи группы Саймонса Weekend. Музыкантам не хватило
саксофониста, вот через знакомых они и пригласили Ларри. Но Weekend
просущестовал не долго уже всеной 1983 года группа распалась. Simon
Booth оказавшись не у дел частенько наведовался в Jazz Room of the
Camden Palace Electric Ballroom, где собирались и репетировали молодые
и амбициозные джаз-танцоры, по большей части чернокожие. И в этой
среде у Бута родилась идея о создании новой группы - большой, крутой,
политически мотивированной и при этом джазово-танцевальной. Отвлекусь
немного от прямого повествования: в 80-е политическая мотивация была в
чести. Стоит вспомнить хотя бы группу Latin Quarter, каждая песня
которой была политическим манифестом. Немецкие издания альбомов этих
музыкантов обязательно снабжались подробными толкования каждой
композиции - столько всего в них намешано. Но вернемся к Working
Week. Simon Booth довольно быстро осуществил свою задумку. Первой
записью новой группы стала песня Venceremos, и она, конечно же, была
посвящена чилийскому певцу Виктору Хара, который был зверзки убит
фашистким режимом Пиночета. Получается не только в Советском Союзе на
пионерских линейках и комсомольских собрания молодежь клеймила хунту
Пиночета и оплакивала Виктора Хару. Сингл был благотворительный -
все доходы дожны были пойти на кампанию солидарности с Чили. Запись
была сделана в августе 1983 года, но с ее выпуском возникли сложности.
А музыканты новой команды Working Week тем временем начали выступать
в различных клубах Лондона. И популярность их росла с каждым концером.
В начале 1984 года был зафиксирован случай, когда один из клубов не смог
принять всех желающих, и у дверей собралась огромная толпа, пришлось
даже вызывать полицию, чтобы избежать беспорядков. Среди тех
счастливчиков, которые попали на концерт группы был Гил Эванс -
легендарный музыкант и руководитель оркестра. Но в это же время в
Working Week очень часто менялись вокалистки, но это н помешало музыкантам подписать в марте 1984 года контракт с Virgin Records,
это позволило все же выйти синглу Venceremos, который добрался до
15-го места в британском национальном чарте. И в это же время
Working Week расширили свою аудиторию - их конецрты уже проходили не
только в клубах, но и на фестивальных площадках. В июле вышел второй
сингл группы "Storm of Light", на который даже был снять клип по
мотивам "Вестсайтской истории". Композиция собрала хорошую прессу, а
в августе две самых влиятельных британских музыкальных издания Melody
Maker и NME посвятили Working Week целые развороты. Причем Нью
Мюзикл Экспресс уже многие годы игнорировал джаз. И на волне такого
успеха пришло время задуматься об альбоме, но все портила ситуация с
часто меняющимися вокалистами. Одно время в Working Week пела даже
Corrine Drewery , которая позже стала голосом и лицом Swing Out Sister
(одна из моих любимых групп). В конечном итоге была приглашена
22-летняя Juliet Roberts. Она прекрасно дополнила панк-попсовые поиски
Саймона и музицирование в стиле авангардного джаза Ларри. Всего через
две недели после того как Джульет присоеднилась к Working Week группа
выступила в одной из музыкальных программ Би-Би-Си. И одновременно
началась работа над первым альбомом Working Nights.
Первая композиция, которую записали музыканты стала Stella Marina -
монументальная вещь на 15 минут с учатием рэппера Jalal из
легендарного нью-йорского сообщества `Last Poets`. Это бы,
пожалуй, первый опус эйсид джаза. Но услышав его, босс Virgin Simon
Draper отправил музыкантов назад в студию. Он понимал что это творение
не будет иметь коммерческий успех. Тогда музыканты записали Inner
City Blues, Thought I'd Never See You Again и Who's Fooling с новой
ритм и духовой секциями. Первым синглом с нового альбома стала песня
Inner City Blues, на которую был снят клип. Потом последовал синг
Sweet Nothing и гастроли по Европе. В тот год музыканты выступили на
всех значимых европейских фестивалях. и даже пели перед 50-тысячной
аудиторией на площади Конкорд в Париже. А запись композиции I'd Never
See You Again, сделанная в Монтрё, вышла отдельным синглом. Зимой
1986 года Working Week написали композиции для нового альбома
Companeros, запись котого состоялась весной того же года.
В нем "политическая мотивация" была отчетливо слышна о чем свидетельствуют даже названия песен : South Africa, Shot In the Dark .В третьем альбоме SURRENDER отчетливо было слышно влияние Майлза Девиса образца 80-х годов.
С ним Саймон и Ларри неоднократно пересекались на различных музыкальных фестивалях. Альбом полчился более фанковым и
"электрическим", хотя в нем нашлось место и кубано-бразильским ритмам.
Музыканты настояли чтобы альбом писался в США с американским
продюсером. С этим диском Working Week связывали надежды выйти на
американский рынок. Но в Нью-Йорке в офисе Virgin America заявили,
что группа состоящая из двух белых музыкантов и чернокожей певицы не
будет иметь успех в США. Белые радиостанции не будут крутить их
композиции, потому певица черная, а черные радиостанции не будут их
транслировать потому что инструменталисты белые. Замкнутый круг! В
1988 году группу покинула Джульет. На следующий год Саймон с Ларри
опять засели в студию, но уже с новой вокалисткой Julie Tippet .
Диск назвали Fire From the Mountain.
Песни для него писали Cleveland Watkiss, Etienne Daho и поэт Lemn Sissay. В музыке отчетливо слышалось испанское влияние. Последней работой Working Week стал диск BLACK AND GOLD , о котором я упоминал в самом начале.
И на нем опять появилась новая вокалистка Eyvon Waite, которую Саймон и Ларри нашли в Dingwalls club. И как раз клубная культура очень повлияла на
музыку этого альбома. Диск вышел в 1991 году и еще три года после
этого группа гастролировала, в основном, по Европе и потом прекратила
свое существование. Simon Booth и Larry Stabbins напомнили о себе в
2004 году, когда по британскому телевидению был показан трехсерийный
документальный фильм о джазе Соединенного Королевства. Саймон и Ларри
дали пространное интервью создателям картины. А 12 февраля 2005 года
Саймон, Ларии и Джульет впервые за 17 лет выступили вместе. Будет ли
продолжение истории Working Week?!
P.S. Если у кого есть диски COMPANEROS, SURRENDER, FIRE IN THE
MOUNTAIN - я готов их купить или хотя бы поиметь копии с них.