?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Encore

   "Страсть, ответственность, верность, любовь и эротизм. Самая важное в жизни любить всё чем ты занимаешься и посвящать свои дела прекрасным женщинам, без которых нет твоего существования". Так великий немецкий джазовый продюсер Pierluigi (Gigi) Campi ответил на вопрос. что движет им.

Для меня его величие состоит в том. что Кампи создал лучший международный джазовый оркестр всех времен и народов Clarke-Boland Big Band (CBBB). А старался Джиджи для трех женщин: своей матери, жены Марго и  для той, что имя скрывал от окружающих. Мать Кампи (в письменных источниках она фигурирует под нежным именем Mammina) была женщиной сильной и волевой, про таких на Руси говорят "коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт". Она вышла из итальянского пролетариата и была сторонница левых идей, в 17 лет организовала  шестинедельную забастовку  на текстильной фабрике в Милане, на которой работало три с половиной тысячи человек.  Марго Кампи была очаровательной, самоуверенной, терпеливой женщиной. Джиджи и Марго поженились 3 марта 1953 года, вечером того же дня они отправились в зал Аполло в Дюссельдорфе на концерт Джона Биркса "Диззи" Гиллеспи. Но вернусь к родителям Пиерлуиджи. Его отец Паоло Кампи  - также социалист - был  вице-мэром Малана. В 1924 году во время столкновений между демократами и фашистами, произошедшими после убийства одного из лидеров итальянской Социалистической парии  Джакомо Маттеотти, он  был серьезно ранен. Тогда Муссолини одержал верх, и социалисты Кампи были вынуждены покинуть Италию. Они перебрались в Швейцарию, но пробыли там недолго. Следующим местом их изгнания стал Берлин, но в  Германии набирал силу национал-социализм, и супруги подумывали о переезде в Париж, где обосновалось большинство их соратников. Однако перебраться во французскую столицу не получилось и Кампи осели в Кёльне, где 15 декабря 1928 года у них родился сын Перлуиджи, которого в семье звали Джиджи. Чтобы иметь средства для существования супружеская чета открыла итальянское кафе. Когда Джиджи исполнилось 11 лет, Паоло отослал сына  в Италию, чтобы его не записали в ряды гитлерюгенд. Будущий продюсер учился в одном из частных колледжей Милана. Там он впервые  и услышал джаз.  И это был Луи Армстронг и его Хот Файв. По словам Джиджи Кампи, услышанное полностью соответствовало его социалистическим убеждениям: " звучавшая музыка красивый пример коллективных усилий и взаипонимания, при этом ни один из музыкантов не теряет своей индивидуальности и неповторимости. И этот настоящее музыкальное братство". Кстати,  годы спустя Джиджи познакомился с Армстронгом, и великий трубач  бывал в знаменитом  кафе на Хохе штрассе. Как-то раз Луи направлялся  в него в сопровождении шестилетнего сына Джиджи Паоло-младшего. Знакомый полицейский спросил мальчика, кто его спутник, и тот гордо ответил: "Это мой друг Сачмо!". Но я продолжу повествование. В 1949 году 20-летний Пиерлуиджи вернулся в Кёльн. Тогда было вновь открыто семейное кафе и вскоре  оно стало меккой для "креативного" класса, и особенно для джазовых музыкантов. Джиджи не только помогал управляться с кафе, но и не забывал о политической деятельности. Как-то раз он поехал в Цюрих на международную встречу молодёжи. Выйдя из поезда, Кампи увидел афишу, которая оповещала о концерте Джанго Рейнхарда. На рекламном плакате была упомянута ещё какая-то группа музыкантов. но их имена ему ничего не сказали. Джиджи пошёл на этот концерт. Джанго выступал в первом отделении и  звучал "возбуждающе". Во втором отделении на сцену поднялась группа чернокожих музыкантов. То что они исполняли было одновременно необычно и великолепно.  От этой музыки Джиджи опьянел. В разговоре с собой он признался, что Рейнхард хорош, но чернокожие музыканты фантастичны!  В тот вечер в Цюрихе выступали Чарли Паркер, Майлз Дэвис, Томми Поттер, Тэдд Дэмерон и Кенни Кларк. Через три года Кампи познакомился с Клуком (Klook - прозвище Кларка) в Мюнхене, и эта встреча положила начало долгой и прочной дружбе. Когда в 1961 году Джиджи решил воплотить в жизнь свою давню мечту о создании междунароного биг-бэнда, первого кого он пригласил был Кенни Кларк. Вторым стал бельгийский пианист, композитор, аранжировщик Фрэнси Боланд. Выпускник королевской консерватории в Льеже он получил к  началу 60-х  широкую известность в мире джаза. Фрэнси был пианистом в квартете Чета Бейкера, делал аранжировки для Бенни Гудмена и Каунта Бейси, много работал и с немецкими оркестрами. В один из приездов в Кёльн Кампи и собразнил  Боланда идеей биг-бэнда. Нескольких музыкантов Джиджи переманил из известного немецкого оркестра под управлением Курта Эделхагена. Меломаны по стажем, возможно, помнят амиговскую пластинку из серии "J"  Kurt Edelhagen & Wolfgang Sauer.  CBBB был по настоящему международным оркестром. В нем играли музыканты из США, Великобритании, Югославии, Германии, Турции, Бельгии, Франции, Австрии, Швеции. Первый альбом биг-бэнда, вышедший в 1961 году на   Atlantic Records,  назывался Jazz in Universal  и  на его обложке были помещены флаги стран, из которых были родом оркестранты. Надо отметить, что до формирования CBBB  Джиджи записывал будущих его участников в различных малых составах. Так на  Blue Note   была напечатана пластика Kenny Clarke Francy Boland and Company The Golden Eight. Мне пока не удалось её раздобыть. У меня есть только The Golden Eight Encore! Это треки с той же сессии, но не вошедшие в оригинальный альбом. В CBBB переиграли, похоже, почти все американские музыканты, которые долгое время обитали в Европе. Оркестр от года к году набирал форму и популярность. Его состав увеличился до 21 человека. По убеждению Кампи, своего пика биг-бэнд достиг  в 1967 году. И в качестве примера приводит выступление в октябре на Пражском джазовом фестивале:"Во время концерта оркестр излучал энергию и метал музыкальные молнии в зал".  В этом лично можно убедиться  благодаря ДВД Live in Prague 1967. Там же в Праге на студии Супрафон оркестр записал несколько треков, которые в 1975 году были изданы на Западе на Muse Records под именем Open Door -  так называется одна из композиций. Закат CBBB случился  в начале 70-х. И это связано с трагическим событием - умер британец Дерек Хамбл, который  был лидером саксофонной группы оркестра.  В 1968 году в Кёлне он был серьезно ранен в драке. На время восстановления его  в биг-бэнде заменил Фил Вудс. Но в 1971 году Хамбл уходит из жизни. Возможно, причиной стала травма, полученная в драке. На одном из выступлений в марте 1972 года к Джиджи Кампи подошёл Джонни Гриффин ( да, да и он был участником CBBB) и со слезами на глазах сказал: "Без Дерека ничего не получается, оркестр умер". В апреле  CBBB был распущен. За 11 лет его существования было сделано множество замечательных записей на различных лейблах, в том числе и на MPS Records. Все их продюсировал Джиджи Кампи. Немец по месту рождения он был  истинным итальянцем. Поэтому, наверно, его продюсерское наследие активно издается в Италии. Лейбл Rearward уже несколько лет методично печатает и  диски CBBB и сольные альбомы музыкантов, в оркестр входивших - Сахиба Шихаба, Бенни Бейли, Джонни Гриффина, Карла Древо. Выходят они и на CD и на виниле. В конце прошлого года в связи с 85 летием Кампи на пластинках появилась юбилейная OBI. Кое-что я себе прикупил:
P2191164

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
kcin_kcin
Feb. 20th, 2014 05:11 pm (UTC)
Гена, спасибо за трогательный текст и за диски с малыми составами Боланда-Кларка. А американское двойное виниловое издание MPS с записью их оркестра - среди наиболее часто слушаемых и любимых.
genyur
Feb. 20th, 2014 05:40 pm (UTC)
Тебе, Коля, спасибо за большую кучу релизов Боланда-Кларка на MPS, что ты мне подарил. У меня есть вот такая лишняя компиляция: http://www.discogs.com/Kenny-Clarke-Francy-Boland-Sextet-Calypso-Blues/release/1458077. Правда она на виниле и по этой причине я боюсь её тебе предложить.

Edited at 2014-02-20 06:16 pm (UTC)
kcin_kcin
Feb. 21st, 2014 07:18 am (UTC)
Спасибо, Гена, но с винилом уже действительно перебор. А у тебя ещё будет возможность обменять эту пластинку на что-нибудь нужное.
genyur
Feb. 21st, 2014 07:41 am (UTC)
Вряд ли. Будет на БА, на случай если захочется послушать что-то душевное :-)
kcin_kcin
Feb. 21st, 2014 12:46 pm (UTC)
Как-нибудь при случае и послушаем за компанию.
genyur
Feb. 21st, 2014 01:49 pm (UTC)
Конечно!
( 6 comments — Leave a comment )