Это было написано к 40-летию Motown (1999 год)
Трудно поверить, что легендарному лейблу Motown исполняется в этом году 40 лет. Даже при всей нелюбви российского населения к «черной» музыке эта компания пользует у него неоспоримым авторитетом. А что у ж говорить об Америке. Там эта фирма является культовой.
Motown оставила глубокий след не только в музыке, но и в американском бизнесе (она стала первой успешной компанией, управлявшейся афро-американцами), и в становлении самосознания чернокожей общины Америки.
Создателей этого чуда стал Берри Горди младший. В 1988 год он должен был расстаться со своим детищем, продав его за 61 миллион долларов MCA, но до сих пор Горди в свои 68 лет остается главным консультантом лейбла. (Кстати в 1993 году MCA перепродала Motown Полиграму аж за $325 миллионов).
Начиналось же легенда в конце 50- годов в Дейтройте. И как утверждают историки, для этого было выбрано правильные место и время. В Дейтройт после второй мировой войны съезжались чернокожие американцы с юга США. На севере Америке в это время бурно развивалась автопромышленность, а ей были нужны рабочие руки. Как говорит Смоки Робинсон - первая звезда Motown - таланты в Дейтройте стояли на каждом углу. Нужен был только человек, который мог бы их подобрать и раскрутить. И этим занялся Берри Горди. Бывший солдат, боксер, владелец музыкального магазина он к середине 50-х работал на одном из заводов Форда. Параллельно Берри начал писать песни и создал пару хитов для дейтройтской звезды Джеки Уилсона. Горди был хорошо принят музыкальной общественностью города моторов, и был поддержан ей в стремлении основать фирму грамзаписи. Однако денег на это предприятие никто не давал. И тогда Берри убедил свою семью инвестировать 800 долларов. На эти деньги и была создана компания, со временем ставшая стоить десятки миллионов.
Первые годы Motown была семейным предприятием - отец Берри Горди был консультантом по бизнесу, другие члены многочисленной семьи Горди выполняли другие обязанности. Дух семьи присутствовал не только среди администраторов, что не удивительно, все они были родственниками, но во взаимоотношениях с музыкантами. Сейчас мотауновские музыканты первого набора вспоминают, что они были единым организмом. В те далеки годы было самым обычным делом, что по завершении рабочего дня артисты оставались в офисе и помогали вытряхивать мусорные корзины, пепельницы, мыть полы. «Мы не считали это зазорным, - говорит Отис Уильямс из Temptations. - Это был наш родной дом, а любимое место надо содержать в чистоте». Семейные отношения между исполнителями помогали и в творчестве. Смоки Робинсон вспоминает, что хит 1963 года его группы The Miracles «Mickey’s Monkey» был создан мгновенно благодаря коллективному разуму. «Я влетел в холл компании, где было полно наших артистов, - говорит Смоки. В голове у меня была лишь смутная идея. «Пошли все в студию», - вскричал я. Все повалили туда. «Ну а теперь я начну, а вы подхватывайте». Я напел что-то вроде «лум-ди-лум-ди-я», другие начали импровизировать и вдруг появилась замечательная песня».
Так, конечно же, было не всегда. Величие Берри Горди состояло в том, что он умел раскрыть талант каждого человека. Так он создал мощную команду продюсеров - автором песен. Имена Смоки Робинсона, Холланда-Дозье-Холланда, Нормана Уитфилда золотом вписаны в историю американской популярной музыки.
Первый платиновый хит (более 1 миллиона копий) Motown выпустила уже в 1960 году. Это была композиция группы The Miracles «Shop Around». На следующий год The Marvelettes записали хит номер один «Please Mr. Postman». Затем хиты следовали за хитами. Место где находился офис Motown было быстро переименовано из бульвара Уэст Гранд в Хитсвилл, то есть в «место, где рождаются хиты».
Motown оказала огромное влияние не только на развитие «черной» популярной музыки, но и на движение за гражданские права. Берри Горди издавал речи лидера этого движения преподобного Мартина Лютера Кинга. Став культурной иконой лейбл потихоньку разбивал расовые барьеры. Девиз компании «Музыка молодой Америки» был популярен не только среди чернокожих, но и белых граждан США. В акциях движения за гражданские права участвовали самые популярные исполнители Motown, а их великие творения, которыми заслушивалась все Америка, разбивали тезисы о неполноценности афро-американцев. Лейбл стал не только коллективным организатором, но и коллективным воспитателем. Для своих музыкантов Берри Горди нанимал преподавателей, которые учили их не только петь и танцевать, но и одеваться, правильно вести себя за столом, поддерживать беседу. Чернокожая община начала тянуться за хорошо воспитанными кумирами и изменилась к лучшему.
Однако, к сожалению, звездный час Motown в прошлом. Сейчас в конюшне компании остались либо старые проверенные рысаки - Стиви Уандер, The Temptations, либо немногочисленная молодежь - Boyz II Men, Джонни Джилл. Главной ошибкой менеджеров компании стало то, что они в 80-е годы не увидели большой потенциал хип-хопа и рэпа. Сейчас доход лейбла складывается, в основном, из старого каталога и от новомодных немузыкальных проектов типа Motown Cafe. Однако нынешние владельцы Motown - Polygram обещают лейблу вторую молодость. Для этого с Mercury на Motown переведены Tony! Toni! Tone! и Брайан Макнайт. Но все согласны, что в одну реку дважды войти нельзя. Прошлого величия Motown уже не будет - будет что-то новое, носящее легендарное имя. Ну а пока лейбл празднует свое 40-летие. И наряду с юбилейным альбомом компания продолжает начатую в прошлом году серию антологий всех звезд лейбла.