В июньских релизах различных звукозаписывающий лейблов превалируют переиздания альбомов с бразильской музыкой и несчетное количество сборников, в названии которых присутствиет слово bossa. Все объясняется просто - в 2008 году отмечается 50-летие bossa-nova: "музыкального течения, заворожившего людей своим лёгкими афро-европейскими ритмами самбы".Некоторые источники отсчитывают 50 лет от записи Жоао Жилберто Chega de Saudade. Но самой известной босса-новой всех времен и народов все же признается The Girl From Ipanema (Garota de Ipanema ) записаная в 1963 году Аструд Жильберто, Жоао Жильберто и Станом Гетцем. В 1965 году эта запись получила Гремми. Альбомом года стал и диск Getz/Gilberto, на котором и присутствует эта "эпохальная" композиция. Для меня же знакомство с босса-новой началось с композиции Луиса Бонфа Manhã de Carnaval , которая звучит на французском языке в советском фильме "Зеленый огонек". Если кто помнит эту картину, там есть эпизод, когда иностранная туристка сорится со своим парнем, плачет в такси, а потом таксист, чтобы ее успокоить начинает петь "Утро карнавала", девушка успокаиваясь подпевает шоферу. И потом Manhã de Carnaval мне попадалась, почему то, исключительно в исполнении различных французских певцов, например, в версии Ива Монтана. Вот написал Монтан, и сразу вспомнилась песня в исполнении Марка Бернеса:
Задумчивый голос Монтана
Звучит на короткой волне,
И ветви каштанов, парижских каштанов
В окно заглянули ко мне.
Когда поет далекий друг,
Теплей и радостней становится вокруг,
И сокращаются большие расстоянья,
Когда поет хороший друг.
Ну что-то я отвлёкся. "Утро карнавала" стала широко известна благодаря фильму Black Orpheus (Orfeu Negro) , который вышел на экраны в 1959 году. Остальную музыку для фильма написал Антонио Карлос Жобим, что и открыло его миру. Некоторые источники говорят, что имменно с "Черного Орфея"началась босса-нова истерия. Складывается впечатление, что в 60-е годы почти все джазовые музыканты сделали хотя бы одну запись в ритме босса-новы.